Советские военнопленные в лагерях В. Волынского
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [40]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Увековечение не по месту гибели (на примере Минского шталага 352). Часть I

О некоторых особенностях увековечения имен погибших (на примере Минского шталага 352)

 

Много лет минуло со дня окончания Великой Отечественной войны.

Но до сих пор не уменьшается поток обращений родственников воинов, пропавших без вести, погибших, попавших в немецкий плен с просьбами об установлении судьбы близких им людей.

До сих пор продолжаются поиски мест захоронений погибших воинов.

До сих пор поступают заявления от родственников об увековечении памяти погибших.

С целью организации работы по увековечению памяти павших защитников Отечества и реализации на практике лозунга «Никто не забыт, ничто не забыто» Президентом РФ были изданы ряд поручений и Указов.

В частности, в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 апреля 2003 г. № пр-698 по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации и Указом от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», Министерством обороны Российской Федерации создан Обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).

Бесспорно, ОБД Мемориал является достойным памятником всем воинам, погибшим и пропавшим без вести при защите нашей Родины и ее интересов и является основным источником сведений о судьбах защитников нашей Родины.

Этим источником информации постоянно и с благодарностью пользуются практически все, кто занимается поисковой работой.

К сожалению, информация ОБД Мемориал не всегда является абсолютно полной и точной. И это зависит не только от ошибок конкретных исполнителей при наполнении базы данных, но и от ошибок тех, кто в военное и послевоенное время составлял, интерпретировал и направлял первичные учетно-отчетные документы по предназначению и которые впоследствии были включены в обобщенный компьютерный банк данных.

В сферу моих исследовательских интересов входят изучения истории лагерей для советских военнопленных на территориях современных России, Беларуси, Украины, Польши и установление имен погибших в них.

В частности, мною достаточно глубоко и полно изучена документация шталага 352 (г. Минск – «Пушкинские казармы» и д. Масюковщина – «Лесной лагерь»), что позволяет полагать, что на мемориальные захоронения в Минске и под Минском попали (и продолжают попадать) имена не только погибших узников шталага 352, но и имена лиц, не имевших отношения к этому шталагу (в частности, речь идет о лицах, включенных в так называемую «Немецкую Книгу», о которой пойдет речь ниже).

В качестве примеров: Яцковский Владимир,1899г.р., Белорусская ССР, Минская обл., г. Минск умер 15.02.1942г., увековечен в Масюковщине.

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78729181

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=261828640&p=215

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=261828640&p=216

Бримберг Борис 1905 г.р. увековечен в Минске на 9 км. Московского шоссе; внесена  дополнительная рукописная запись в печатный Список умерщвленных в шталаг 352.

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=261828239&p=8

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=261828297

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78726254

По имеющейся информации на основании заявления внука воина в преддверии 74 годовщины Победы решается вопрос об увековечении памяти Томилова Андрея Никандровича, 1913 г.р., д. Майорово, Сладковский с/c, Свердловская обл., призван 23.06.1941 Слободо-Туринским РВК, Свердловская обл., Слободо-Туринский р-н, 49 сп, рядовой, пропал без вести,11.1941г. (ЦАМО, фонд 58, опись 977520, дело 924), имя которого, как и имена двух предыдущих воинов, фигурирует в «Немецкой Книге».

http://www.sgvavia.ru/forum/923-9054-734485-16-1553987454

Но вдвойне прискорбно, что на эти мемориальные захоронения не попали/не попадают имена воинов, действительно погибших в шталаге 352.

Это происходит только потому, что по ОБД Мемориал эти воины числятся за другими шталагами (в том числе- за шталагом 316).

Получается, что ОБД Мемориал зачастую направляет родственников погибших воинов по ложному следу.

Желание родственников посетить место фактической гибели воинов, а в случае удачи- установить там именную памятную табличку, привезти на Родину героев горсть земли с места захоронения естественно и понятно, но не понятно, как это можно достойно сделать в сложившейся ситуации.

В принципе понятно, почему «Немецкая Книга», о которой пойдет речь ниже, проходит по ОБД Мемориал в качестве документа шталага 352: в сопроводительном письме начальника 1 отделения оперотдела ГУПВИ НКВД СССР майора госбезопасности Клаусена (исх. номер 28/001/868 от 02.02.1945г.), адресованном Управлению по персональному учету потерь действующей Красной армии НКО СССР (вх. номер 17179 от 06.02.1945г.) указано, что представляется «Книга регистрации военнопленных Красной армии, содержавшихся в немецком лагере военнопленных № 352».

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78723747&page=281&p=1

Обложка « Книги»:

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78723747&page=281- лицевая

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78723747&page=281&p=643 –тыльная

Начало первой части книги:

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78723747&page=281&p=283

Окончание первой части книги:

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78723747&page=329&p=328

Начало второй части книги:

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78723747&page=329

Окончание второй части книги:

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78723747&page=281&p=639

На основании этой «Немецкой книги» был составлен «именной список по ф.2 на 140 листах», что подтверждается справкой капитана Харитонова на вышеуказанном сопроводительном письме майора НКВД СССР Клаусена.

Первый лист Списка:

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78723747&page=281&p=2

Последний лист Списка

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78723747&page=281&p=280

Следует отметить, что общее число имен в этом списке по непонятным причинам оказалось в четыре раза меньше числа имен в исходной «Немецкой Книге». Т.е. порядка 7500 имен в Список не попали.

Из текста Списка следует, что судьба некоторых пленных осталась якобы неизвестной, хотя из содержания «Немецкой Книги» со всей очевидностью следует, что все они погибли.

Особое недоумение вызывает, что в вышеуказанном Списке фигурируют имена воинов, якобы находившихся/погибших в шталаге 359, чего априори быть не может уже в силу того, что «Немецкая книга» была идентифицирована майором НКВД Клаусеном в качестве книги шталага 352. Но этого мало: воины из Списка еще и числятся по ОБД и за шталагом 359.

Например, в Списке за номером 1923 фигурирует Савчук Г. который якобы "был в лагере в\п 359, дальнейшая судьба неизвестна", хотя он фигурирует в «Немецкой Книге» в качестве умершего.

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78725905

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78732839

Аналогичные записи имеются и у некоторых других воинов из данного Списка, например: 1931- Сидоров Ф. порядковый номер 1931), Соболев Петр (номер 1939), Завьялов В. (номер 2019), Жариков И. (номер 2027), Жбанов А. (номер 2042) и т.д.

Если майор НКВД Клаусен полагал «Немецкую Книгу» документом шталага 352, то безусловно требуется объяснение, почему в Списке (в его разделе «судьба воина») указывается, что многие пленные находились в неизвестном лагере.

Полагаю, что майор НКВД СССР Клаусен ошибся утверждая, что «Немецкая Книга» является документом шталага 352, поскольку из названия и содержания «Книги» ее принадлежность к тому или иному лагерю военнопленных (и в том числе к шталагу 352) формально никак не просматривается.

Если же основания для такого утверждения майора Клаусена все-таки имелись, хотелось бы с ними ознакомиться.

Следует отметить, что в ОБД Мемориал также имеется информация об обнаружении в г. Белостоке ряда документов, бесспорно являющихся документами шталага 352.

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77990790&p=1

К таким документам, в частности, относится «книжка погибших»,

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77990790&p=73

в которой под первым номером числится Мельников Пав. Кирилович, необоснованно отнесенный по ОБД Мемориал к шталагу 316.

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77990898

Сравнивая имена из этой «Книжки с именами погибших по записям на могильных крестах лагерного кладбища шталага 352 в Масюковщине, можно согласиться с выводом некоторых других исследователей о наличии совпадений демографических данных по ряду воинов (в частности по Мельникову П.К.) по нескольким признакам: фамилия, имя, год рождения, год смерти, месяц смерти, день смерти.

Отсюда логичен вывод: вышеуказанная «книжка погибших», найденная в Белостоке, по факту является книжкой регистрации умерших в лазарете шталага 352 в Масюковщине в период с августа по ноябрь 1941 года.

Иными словами, Мельников Павел Кириллович,1919 г.р. уроженец Белорусской ССР, Могилевской обл., Быховского р-на, д. Кипячи умер в плену 20.08.1941, но не в Белостоке, а в Масюковщине и захоронен он на лагерном кладбище шталага 352, что подтверждается Списком ЧГК от 1944 года «военнопленных, погибших в лагере-лазарете 352, составленным на основе надписей, сохранившихся на могильных крестах лагерного кладбища»:

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78800936&p=1

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78801219

В этом Списке 489 имен, абсолютное большинство из  которых до сих пор не внесены в паспорт воинского захоронения №1154 (ГАРФ, фонд р-7021,опись 87, дело 137), и в их числе Мельников П.К.

В качестве примера иного рода: Лычагин Иван, № 33703, из рабочей команды «Filzfabrik Мinsk», умер 3.02.43г. в шталаге 352 Масюковщина, но по ОБД Мемориал числится умершим в шталаге 316.

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=10695459

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77993707

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78567421

Еще пример: в Белостоке был найден журнал движения больных по лазарету, согласно которому Жбанов Анатолий регистрационный номер 27655 в апреле-мае 1944 года находился на стационарном лечении и умер 04.05.1944г. Дважды идентифицирован в ОБД Мемориал в качестве узника шталага 316.

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77990790&p=150

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77990790&p=156

Но по факту - это журнал лазарета шталага 352. И запись о смерти в этом лазарете подтверждается записью в книге умерших в этом же лазарете, что зафиксировано и в ОБД Мемориал:

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78568637

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78772754

У Жбанова Анатолия Кирилловича шансы на увековечения на Мемориале шталага 352 в Масюковщине не исчерпаны, та вот у Колесникова Андрея, регистрационный номер 6460, нахождение которого в лазарете шталага 352 подтверждается соответствующими записями на тех же страницах лазаретного журнала, где записан Жбанов А.К. таких шансов по сути нет, поскольку по ОБД Мемориал он числится узником шталага 316.

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77991984

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77991877

Судьба Колесникова А. остается неизвестной.

В принципе технология отнесения того или иного найденного документа к тому или иному лагерю военнопленных понятна: принадлежность документов зачастую определялась исходя из места их обнаружения.

Из сказанного и по аналогии допустимо, что и «Немецкая книга» могла быть обнаружена в Минске (где, к слову, некоторое время располагалось высшее немецкое медицинское начальство Белорутении), но при этом документом шталага 352 она не являлась.

Из сопроводительного письма от 21.09.1944г. № 64897,

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=78565220&page=1&p=1

подписанного начальником Главного управления Контразведки «СМЕРШ» полковником Карташовым к документам, найденным в здании бывшего немецкого лагеря 352 для советских военнопленных в местечке Масюковщина (в 8 км северо-западнее г. Минска) следует, что одновременно (в едином мешке!?) в Бюро потерь НКО СССР представлялись как документы Минского шталага 352, так и документы Смоленского дулага 126.

При подобной ситуации и силу пресловутого человеческого фактора документы дулага 126, найденные в Масюковщине (к числу которых может относиться и «Немецкая Книга»), могли быть кем-то из исполнителей ошибочно приняты за документы шталага 352.

Следует отметить, что главной особенностью документации по шталагу 352 (в частности, медицинской) являются четкость, полнота, достоверность учета и отчетности, в чем безусловно усматривается заслуга врачей из числа советских военнопленных.

К оформлению смертей погибших в лазаретах шталага 352 претензий не возникает.

Смерти от болезней и ранений оформлялись актами дежурных врачей, записями в историях болезни, журналах умерших, лазаретных журналах, тетрадях ежедневного учета умерших, журналах движения больных по отделениям, пометками в штатных расписаниях, арматурных карточках персонала и т.д.

В силу сказанного дата, причина и место смерти узников шталага 352 многократно дублируются в разных учетно-отчетных формах и могут быть взаимно перепроверены.

Говоря о «Немецкой Книге» следует подчеркнуть, что ни в одном случае имена умерших по ней не совпали с именами умерших по официальной медицинской документации шталага 352, что практически исключает принадлежность книги этому лагерю военнопленных.

Другая особенность документации шталага 352 заключается в том, что сведения о движении (смерти, выбытии) пленных в подавляющем числе случаев шли в связке с регистрационным номерами-идентификаторами.

В «немецкой книге» регистрационные номера пленных не прозвучали ни разу.

Отсутствие регистрационных номеров у лиц, фигурирующих в «немецкой книге» косвенно подтверждает предположение, что это книга одного из дулагов, которые зачастую полноценной регистрацией пленных не занимались (по крайней мере, на начальных стадиях своего функционирования).

Кроме того, медицинская документация шталага 352 в подавляющем числе случаев велась на русском языке, чего не наблюдается в случае с «немецкой книгой».

При такой ситуации «Немецкая Книга», содержащая чуть менее 10000 (десяти тысяч!) имен не может являться книгой шталага 352.

Представляется, что это книга лазарета одного из Смоленских дулагов (и скорее всего дулага 126), которая могла быть найдена не только в Минском шталаге 352, но и в любой иной географической точке по маршрутам вынужденной эвакуации лагерей на Запад после сокрушительных ударов РККА по немецким захватчикам (и в том же Белостоке, например).

В пользу принадлежности «Немецкой Книги» Смоленскому дулагу 126 (помимо уже ранее сказанного ранее) говорит многое.

Как ни прискорбно, но пока получается так, что власти Беларуси (с подачи ЦАМО РФ) фактически обречены на увековечение на Минских мемориалах имен воинов, не имевших (как мне представляется) отношения к шталагу 352 Масюковщина и фигурирующих в "Немецкой Книге".

По моему убеждению, существующая проблема увековечения памяти на Минских мемориалах шталага 352 приобрела уже ярко выраженный межгосударственный и межнациональный характер, поскольку в «Немецкой Книге» представлены имена воинов практически всех национальностей бывшего многонационального СССР, родственники которых ныне проживают по всему миру и не перестают заниматься поиском своих родных, пропавших без вести и погибших в Великой Отечественной войне 1941-45гг.

При сложившейся ситуации родственникам погибших вряд ли по силам достойное решение вопросов об увековечении памяти своих близких именно месту фактической гибели.

Считаю, что в подобной спорной ситуации и до момента установления специалистами-экспертами истинной принадлежности «Немецкой Книги» тому или иному немецкому лагерю было бы более правильным изъять из ОБД Мемориал информацию о гибели в Минском шталаге 352 лиц, фигурирующих в этой "Книге" - с целью исключения дальнейшего необоснованного увековечения их памяти в ненадлежащем месте.

Продолжение - см. часть II

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Аркадий1946 (06.05.2019)
Просмотров: 448 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz