Советские военнопленные в лагерях В. Волынского
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [46]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

О лагерях В. Волынского по немецким организационно-распорядительным и учетно-отчетным документам

О лагере(ях) В. Волынского по немецким оранизационно распорядительным и учетно-отчетным документам

В немецком лагере для советских военнопленных в городе Владимир Волынский (другие названия города - Влодзимеж, Владимерц) велась первичная учетно-отчетная документация, позволяющая сделать определенные выводы.
К числу таких документов относятся Персональные Карты военнопленных (ПК-I и ПК-II), "зеленые карты", документы о месте смерти военнопленных, документы о месте их захоронения и другие.
Также имеются немецкие документы о создании лагерей и их филиалов, переподчинении лагерей и их филиалов, о мощности (вместимости) лагерей и другие.
Особое место занимает  рапорт зондерфюрера Е. Кумминга от 09.12.1941г. по результатам его инспекторской поездки по немецким лагерям генерал-губернаторства и Украины.
К числу наиболее важных относятся немецкие статистические данные о движении контингентов военнопленных по лагерям для советских военнопленных на территории Украины, и в том числе по Офлагу XI-A, шталагу 365, которые функционировали во В. Волынском.
Усилиями разных исследователей темы "советские военнопленные в немецких лагерях Владимира Волынского" и собственными усилиями, исходя из данных ОБД "Мемориал" установлено общее число военнопленных, прошедших регистрацию в офлаге XI-A в период с сентября 1941г. по апрель 1942г. Также имеются данные о помесячной их регистрации. Установлен максимальный регистрационный номер военнопленного по лагерю(ям) В. Волынского - 56044. Однако некоторые исследователи считают, что есть и чуть бОльшие номера, но с их мнением безоговорочно согласиться нельзя. При этом также следует отметить, что в номерах военнопленных в интервалах тридцатой и сороковой тысяч имеются значительные "провалы". Поэтому общее число фактически зарегистрированных пленных по исследуемому лагерю оказывается много меньше.
Но для расчетов, которые планируется провести ниже, это не существенно, поскольку основной целью исследования является изучение ситуации по В. Волынскому лагерю в период с сентября 1941г. по июнь 1942г. (включительно).
В качестве основного посыла для исследования взят тезис некоторых исследователей, согласно которому в лагере для советских военнопленных во  Владимире Волынском на протяжении всего времени функционирования якобы осуществлялась "единая линейная регистрация военнопленных", т.е.не делалось никаких особых исключений при присвоении номеров офицерам и рядовым - все они в этом плане были равны. 
При проведении исследования учитывалось, что номера, присвоенные рядовым, не дублировались номерами офицеров и наоборот.
Также нельзя не отметить, что отдельные (редкие) случаи сбоев в системе нумерации  имели место.
Традиционно представляется, что меньший номер должен быть (при прочих равных условиях) присвоен тому воину, который "раньше попал к регистратору".
Но на деле все могло быть и по другому.
Следует оговориться, что приведенные ниже цифры - ориентировочные, не претендующие на абсолютную точность. Хотя эти цифры предназначены для формирования общего впечатления у читателя, динамику событий в целом они отражают достаточно точно.
Итак, анализом ПК узников Офлага XI-A установлено, что с сентября по декабрь 1941г. (включительно) всего в лагере прошел регистрацию 8331 военнопленный. 8331 - это "усредненная" цифра, поскольку не представляется возможным установить точно крайние регистрационные номера военнопленных, поступивших в лагерь последним этапом декабря 1941г. и первым этапом января 1942г. 
Т.е. с начала функционирования лагеря и до конца 1941г. среднемесячное поступление  пленных в лагерь за указанный период составило порядка 2400 человек, а среднедневное- чуть более 80 чел.
По состоянию на 31 января 1942г. (или на 1 февраля) всего прошли регистрацию по офлагу XI-A порядка 8528 чел. Среднемесячное поступление пленных по январю 1942г. составляет порядка 197 чел., а среднедневное - 6,3 чел. 
Следует отметить, что диапазон номеров у пленных, прибывших в лагерь январскими этапами (и последующими этапами в других месяцах 1942г.) в ряде случаев точно установить невозможно, поскольку не на всех ПК имелись регистрационные номера. Поэтому при расчетах автором определялась разница между максимальным регистрационным номером пленного более раннего этапа и минимальным регистрационным номером пленного последующего этапа, которая делилась пополам, а каждая половина приплюсовывалась к регистрационным номерам обоих этапов. Т.е. максимальный номер более раннего этапа увеличивался, а минимальный номер последующего этапа - уменьшался на равную величину.
По состоянию на 28 февраля 1942г. (или на 1 марта) всего прошли регистрацию порядка 8591 чел. Среднемесячное поступление пленных по февралю составило 63 чел., среднедневное - 2,2 чел. 
По состоянию на 31 марта 1942г. (или на 1 апреля) всего прошли регистрацию около 9070 чел. Среднемесячное поступление по марту составило 479 чел., среднедневное -15,4 чел.
Т.е.  всего за 1 квартал 1942г. в лагерь поступило 739 человек. Среднемесячное поступление составило 246 чел., в среднедневное поступление порядка 8 чел. 

По состоянию на 30 апреля 1942г.(или на 1 мая) зарегистрировано 9302 человека. Т.е за апрель 1942г. поступило 232 человека, среднедневное поступление не более 8 человек.
По состоянию на 31 мая 1942г.(или на 1 июня) зарегистрировано 9911 чел. Т.е. за май 1942г. в лагерь поступило 609 человек, что в среднем за день составило чуть менее 20 чел.
По состоянию на 30 июня 1942г.(или на 1 июля) зарегистрировано 13474 чел. Т.е. за июнь 1942г. в лагерь поступило 3563 чел.,что в среднем за день составило почти 119 чел.
Т.е. всего за 2 квартал 1942г. поступило 4404 чел., в среднем за месяц -1468, в среднем за день - 48,9 чел.
Какие промежуточные выводы можно сделать на основании изложенного:
1.Наиболее интенсивное заполнение лагеря имело место в первые месяцы после его развертывания.
2.В первом квартале 1942г. число ежемесячно поступавших в лагерь уменьшилось почти в 3 раза. 
Некоторые исследователи связывают это со вспышкой сыпного тифа и острых кишечных инфекций в лагере. Однако в равной степени это могло быть связано и с предстоящей реорганизацией (ликвидацией) лагеря.
3.Во втором квартале поток пленных возрастает, а по июню 1942г. число поступивших в лагерь  в полтора раза превысило среднемесячный уровень 1941 года. По сравнению же с маем 1942г. в июне 1942г. отмечается увеличение потока пленных в шесть раз.
Увеличение числа поступивших в лагерь может свидетельствовать о завершении реорганизации лагеря (или о его ликвидации).
В ранее прозвучавшем рапорте зондерфюрера Е. Кумминга упоминается некий шталаг "Влодзимеж", в котором находилось 4600 рядовых пленных, из которых 2200 умерло. 
Т.е. в шталаге "Влодзимеж" к моменту визита Кумминга во В. Волынский осталось в живых около 2400 пленных (рядовых). 

Какой именно лагерь имелся ввиду из рапорта не ясно. В равной степени это мог быть и самостоятельный лагерь для рядовых, и отделение офлага XI-A для рядовых. 
Именно этот вопрос и станет дальше предметом более глубокого изучения. 
Логика подсказывает, что сведения о числе находившихся и погибших в шталаге "Влодзимеж" в рапорте приведены по состоянию на 12.11.1941г., поскольку именно в этот день Кумминг воочию наблюдал в лагере "...больных изголодавшихся русских с островыпирающими костями и целый взвод на носилках". Значит к этой дате (т.е. за неполных 2 месяца работы лагеря) умерло 47,8% от общего числа рядового состава, а в живых осталось 2400 рядовых (52,2%).
Исходя из озвученной Куммингом динамики смертности рядовых можно сделать вывод, что число ежемесячно погибавших рядовых в шталаге "Влодзимеж" составляло около 1100 чел., а ежедневно - порядка 36 чел. 
При таких средних показателях смертности расчетное число умерших рядовых в период с 12.11.1941г. по 09.12.1941г. могло составить 972 чел: 36(чел)х 27 (дн)= 972, с 09.12.1941г. по 31.12.1941г.- 792 чел.: 36(чел) х 22(дн)= 792 чел., с 12.11.1941г. по 31.12.1941г.- 1764 чел.:(972+792=1764). Соответственно, общее расчетное число умерших в лагере за период с сентября по декабрь 1941г.(включительно) могло составлять 3964 чел.(2200+1764=3964).
Число 3964 (умерших рядовых до конца 1941г.)- это минимум-миниморум, потому что в декабре 1941г. свирепствовал сыпной тиф и острые кишечные инфекции, что предполагает более высокий ожидаемый уровень смертности во второй и третьей декадах декабря 1941г. 
Что касается живых, то их число на 12.11.1941г.по рапорту Кумминга составляло 2400, расчетное число на 09.12.1941г.- 1428:(2400-972= 1428), на 31.12.1941г. - 636 чел.: (1428-792=636) 
Число 636 (рядовых, оставшихся в живых на конец 1941г.)- максимально возможное при самом оптимистическом варианте.
Если же за основу взять прозвучавшую в рапорте Кумминга цифру ежедневной смертности (150 чел.), то в шталаге "Влодзимеж" только с 09.12.41г. до конца года могли умереть 3150 чел.(150 чел.х 21 дн. = 3150 чел.), что в 1,3 раза больше числа оставшихся в живых  на 12.11.1941г.(2400) и в 2,2 раз больше расчетного числа оставшихся в живых на 09.12.1941г. (1428 чел.).
Т.е. общее расчетное число умерших в шталаге "Влодзимеж" за время его существования при таком пессимистическом варианте расчетов составит 5350 чел.: (2200+3150=5350), что в 1,16 раз превышает общую численность рядового состава в лагере образца 1941г.
Эта цифра может свидетельствовать о том, что к концу 1941г. шталаг "Влодзимеж" мог вымереть полностью.
Также уместно заметить, что нет никаких данных о каком либо дополнительном притоке рядовых в шталаг "Влодзимеж" по ноябрю-декабрю 1941г. Но если бы подобное имело место, то это автоматически означало бы уменьшение числа офицеров, поступивших в Офлаг XI-A за тот же период (исходя из якобы практиковавшейся в лагере системы "линейной регистрации пленных"). Это - как сообщающиеся сосуды: при уменьшении числа рядовых увеличивается число офицеров, и наоборот. 
Предположение о возможном поступлении в лагерь бОльшего числа рядовых неминуемо приводит к выводу о меньшей численности офицеров, поступивших в лагерь и прошедших регистрацию, и дает основания для постановки вопроса о несоответствии планируемой мощности офицерского лагеря его фактической наполняемости.
Исходя из общего числа  военнопленных, зарегистрированных в Офлаге XI-A по состоянию на 12.11.1941г.(7115 чел.- цифра "усредненная") можно определить  численность офицеров, прибывших в Офлаг до этой даты - 2512 чел.: (7117-4600=2512, где "7117"- максимальный усредненный номер по Ровненскому этапу от 11.11.1941г., а 4600- численность рядовых по рапорту Кумминга).
Для упрощения расчетов допускаем, что все, кто прибыл в офлаг XI-A в период с 12.11.1941г. по 31.12.1941г.- были офицерами. Т.е. число "условных офицеров", поступивших в офлаг до конца года составит - 3728 чел. (2512+1216=3728).
С 01.01.1942г. по 31.03.1942г. в офлаг поступило 739 чел.(9070-8331=729).
Тогда общее расчетное число офицеров, поступивших в офлаг ХI-A с начала функционирования составит 4467 чел. (3728+729=4467).Для упрощения расчетов также предположим, что все они были офицерами.
Таким образом, общая численность пленных на 01.04.1942г.(рядовых и офицеров)должна составлять 5103 чел. (4467+636=5103, где 4467- условное число живых офицеров, 636 - условное число живых рядовых). 
Обратимся к немецкой статистике по лагерям Украины: на 01.04.1942г. по офлагу XI-A числится 6342 чел. Предположу, что все они - офицеры. Но даже если это и не так, то дефицит численности контингента военнопленных просматривается отчетливо: 636 человек рядовых, условно  не умерших до конца 1941г. в шталаге "Влодзимеж" могли умереть там же уже в первую неделю января 1942г. И тогда "приписка" офицеров по отчету составит 1875 чел.(6342-4467=1875).
Если принять во внимание число умерших офицеров с момента организации лагеря до 01.04.42г. (таковых только по ПК никак не менее 1300 чел., а кроме того имеютсяи  фамилии погибших офицеров по "Норвежскому списку", списку "ГАРФ", рапорту Кумминга), то дефицит численности "живых офицеров" будет еще бОльшим - более 3175 чел. (1875+1300=3175). А фактически, более этой цифры еще на две-три сотни человек, как минимум. 
С учетом изложенного сложилось впечатление, что в немецкую статистику по офлагу XI-A рядовые пленные, фигурирующие в рапорте зондерфюрера Кумминга в качестве узников шталага "Влодзимеж", не входили. 
И видимо потому, что они содержались в обособленном самостоятельном шталаге "Влодзимеж", не являвшемся в 1941г. и в первом квартале 1942г. отделением офлага XI-A для рядовых и на который не распространялась принятая в офлаге XI-A система линейной регистрации офицеров.
Дополнительные выводы: 
1.Из приведенных выше цифр видно, что уровень смертности среди рядового состава был много выше уровня смертности среди офицерского состава, что ставит под сомнение достоверность воспоминаний бывших узников лагерей Владимира-Волынского о более суровых условиях содержания в офицерском лагере.
2. Фактическая наполняемость офлага была ниже запланированной.

В немецких отчетах на 01.06.42г. фигурирует шталаг 365 с численностью пленных 6216 чел. ( в то время как на 01.04.42г. фигурировал офлаг XI-A с численностью офицеров  6342 чел.). Разница в численности пленных  (их убыль) за апрель-май 1942г.составила 126 чел. Поступили в лагерь за этот период порядка 880 чел. 
Полагаю, что на 1.06.42г. основным контингентом пленных по-прежнему были офицеры, которые в конце апреля-начале мая 1942г. формально были переданы ликвидируемым Офлагом XI-A во вновь организованный  шталаг 365.
Следовательно и убыль общей численности лагеря также шла в основном за счет офицерского состава и именно- по шталагу 365.
Следует отметить, что по состоянию на 01.06.42г. часть офицеров работала в рабочих командах (1741 чел.), чего по 1 кварталу 1942г. не наблюдалось. 

http://www.sgvavia.net

 

 


 
 

Категория: Мои статьи | Добавил: Аркадий1946 (15.02.2017)
Просмотров: 597 | Теги: шталаг, офлаг, колотуша, статистика, немецкие лагеря, В.Волынский, фадлан | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz